От Румянцевского музея к Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. 1917—1925
В Розовом зале РГБ открылась необычная выставка. Пройти мимо не может никто: экспозиция притягивает взгляд, заставляет остановиться, всмотреться, вчитаться. Выставка «От Румянцевского музея к Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина» рассказывает о периоде сложном, но необычайно интересном: с 1917 по 1925 год. Как выживала культура, как библиотека меняла облик, сохраняя суть, как пополнялись фонды, какие люди вкладывали душу и силы в то, что мы видим сегодня, — обо всём этом можно узнать на выставке.
Перед организаторами стояли важные задачи: показать значение Румянцевского музея в истории культуры, как можно подробнее обрисовать переломный период для первого общедоступного музея с первой публичной библиотекой Москвы после потрясений 1917 года, обозначить переход в статус главной библиотеки страны. Материалами для создания экспозиции послужили документы из архива РГБ, Музея истории Библиотеки, сведения из открытых источников, публикации по истории Российской государственной библиотеки.
Экспозиция, как лента кинохроники, рассказывает историю. Создатели выставки напоминают нам, что Российская государственная библиотека берёт начало от Московского Публичного и Румянцевского музеев в 1862 году. К 1917 году фонд библиотеки музеев насчитывал 1 200 000 единиц хранения. Музеи включали в себя уникальный отдел рукописей, Дашковский этнографический музей, картинную галерею, нумизматическую коллекцию и другие сокровища. Здесь же — портрет последнего директора Императорского музея и первого советского директора Государственного Румянцевского музея, князя Василия Дмитриевича Голицына (1857—1926). Именно при Василии Дмитриевиче была построена новая картинная галерея с Ивановским залом, здание нового книгохранилища, были возвращены рукописи Льва Николаевича Толстого и основан Кабинет Толстого. Василий Дмитриевич Голицын был на посту в самое трудное и смутное время — время перелома: с 1917 по 1920 год. При нём фонд Музея вырос вдвое. В марте 1921 года на основании ордера Московской ЧК он был арестован, но вскоре отпущен без предъявления обвинения. С мая 1921 до дня своей смерти 7 июля 1926 был заведующим художественным отделом Государственного Румянцевского музея, а затем Государственной библиотеки имени Ленина.
Двигаясь вдоль ленты, посетители выставки узнают, как осуществлялась охрана памятников культуры в первые годы Советской власти, как жил Румянцевский музей в годы Гражданской войны, как пополнялись его фонды. Например, с 1917 по 1922 год, в ходе массовой национализации частных коллекций, в том числе книжных, в фонд поступило более 500 тысяч книг из 96 частных библиотек. Среди них собрания графов Шереметевых (4 тысячи экземпляров), графа Дмитрия Николаевича Мавроса (25 тысяч экземпляров), знаменитого антиквара-букиниста Павла Петровича Шибанова (более 190 тысяч), библиотеки князей Барятинских, дворянского рода Корсаковых, графов Орловых-Давыдовых, Воронцовых-Дашковых и другие. В 1919 году в Румянцевский музей попали библиотеки Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. О сокровищах из этих коллекций расскажут баннеры на стенах Розового зала. Впрочем, фонд пополнялся не только национализацией. На выставке вы узнаете о коллекциях, поступивших покупкой, о международном книгообмене, о получении иностранной литературы из фондов Коминтерна и об особенностях комплектования Библиотеки с 1917 по 1925 годы.
В 1920 году Учёная коллегия Государственного Румянцевского музея приняла постановление о необходимости превращения музея во Всероссийскую публичную библиотеку. Для этого нужны были серьёзные преобразования: построить новое здание, вывести из собрания этнографическую коллекцию, коллекцию древностей и картинную галерею, создать полный систематический каталог, раскрывающий богатство библиотеки для читателей и библиотекарей и многое, многое другое. О том, как проходили реформы, как создавались справочно-библиографическая служба, отдел редких и особо ценных изданий, кабинет библиотековедения, как развивался и менялся отдел рукописей, как составлялся систематический каталог, подробно рассказывает экспозиция. В цифрах и фактах — ежедневная жизнь огромной библиотеки.
5 февраля 1925 года Государственный Румянцевский музей был официально переименован в Российскую публичную библиотеку имени Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Завершающие выставку баннеры напоминают о том, что должность директора библиотеки, как бы она ни называлась, вовсе не была синекурой и не сулила спокойной жизни. С марта 1921 года до октября 1924 года директором Государственного Румянцевского музея был Анатолий Корнелиевич Виноградов, будущий автор книг «Три цвета времени», «Осуждение Паганини», «Стендаль и его время» и других. Виноградов ушёл с поста директора по болезни, и его место в октябре 1924 года заняла временная Коллегия по управлению Библиотекой во главе с профессором Дмитрием Николаевичем Егоровым (1878—1931). В феврале 1925 года он был назначен первым заместителем директора Библиотеки имени Ленина. А в 1930 году он был арестован по так называемому «Академическому делу», сфабрикованному против группы учёных Академии наук и краеведов. Умер в 1931 году в Ташкенте. Директором библиотеки 5 февраля 1925 года был назначен Владимир Иванович Невский (1876—1937). Невского арестовали в 1935 году по обвинению в «руководстве антипартийной группой». В 1937 году он был расстрелян.
Об этих трагических фактах напомнила руководитель проекта, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки Наталья Юрьевна Самойленко, выступая на торжественном открытии выставки «От Румянцевского музея к Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина»: «Этот проект не оставит равнодушным всех тех, кто работает в библиотеке. Каждый узнает из неё что-то новое о нашей истории, сможет лучше понимать наше прошлое, лучше понимать наши институции, задуматься о судьбах страны, о людях, которые жили в этой непростой обстановке».
Интересна эта выставка не только своим содержанием, но и формой. Впервые в выставочной практике РГБ используется новый принцип показа материала. Подлинники — хрупкие листы из архивов — нельзя долго экспонировать в Розовом зале, полном разрушительного для них открытого света. И на выставке экспонируются баннеры нового типа, воссоздающие подлинники, хранящиеся в фондах РГБ. А комментарии к ним побуждают как можно больше узнать о годах становления крупнейшей библиотеки России.
Выставка — плод коллективных усилий многих людей. Руководителем проекта выступила Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности. Куратор проекта — Марина Васильевна Волкова, заведующая отделом хранения и использования документов. Координатор выставки — Татьяна Ивановна Новокрещёнова, главный специалист сектора сопроводительной документации отдела выставочной деятельности. Над выставкой работали сотрудники отдела выставочной деятельности, отдела рукописей, отдела хранения и использования документов, отдела хранения основных фондов, отдела изоизданий, отдела газет, научно-исследовательского отдела редких книг, отдела общественных связей, издательства «Пашков дом», управления информационных ресурсов, отдела сканирования.
Выставка будет интересна и посетителям библиотеки, и её сотрудникам.